Алина Костюк-Светлицкая

МГНОВЕНИЯ ЛЮБВИ

(О любовной лирике Валерия Хатюшина)

 

Мгновение — величайшая единица измерения времени в поэтическом мире замечательного поэта-современника Валерия Хатюшина. Миг любви, миг страсти — это особое состояние, в котором единица измерения растягивается, сосредотачивается на сущности этого состояния и возвращается к нему памятью для того, чтобы пережить незабываемое, будоражащее чувство, когда «напряжена душевная струна». И мгновение становится вечностью, потому что задаёт тон поэтическим воспоминаниям.

Сборник стихов «Напряжена душевная струна» — это поэтическая исповедь поэта, лирический дневник, в котором жизнь и пьянящая радость ощущения любви переплетаются…

В каждом стихотворении — любовь, а в ней великая тайна! Любовь всегда тайна, она — счастье, но она и боль, а ещё… большая трагедия!

«Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире...», — убежден герой известного рассказа А.И. Куприна генерал Аносов. В этом, как мне кажется, убежден и поэт В.Хатюшин. Предельная открытость, искренность в стихах являют собой «души откровенный дневник», в котором душевная открытость, «распахнутость» позволяют понять тонкого поэта-лирика, почувствовать его тайный мир. Смелость поэта в том, что он впускает в свою душу читателя, не боясь осуждения или непонимания.

Стихотворения сборника «Напряжена душевная струна» кажутся «маленькими трагедиями», где легко угадываются драматические истории реальных взаимоотношений. Эти «маленькие трагедии» — целые поэмы, любовные романы, написанные языком любви, в которых, к сожалению, снова живёт ощущение непрочности мгновения. Всё проходит, и «это не вечно» звучит в стихотворении «Мы тонем в глазах друг у друга».

А стихотворение «Я песня — ты не слушаешь ее», написанное в 1981 году, как мне кажется, выражает суть трагедии несостоявшейся любви. Всем существом лирический герой показывает, на что готов ради неё, но ответного порыва нет. Эти слова можно отнести и к самому поэту: он сам — лирический герой своих стихотворений.

«Я песня — ты не слушаешь её», на мой взгляд, можно вынести эпиграфом к данному сборнику. Жертвенность в любви здесь сродни подвигу. Герой готов стать ветром, солнцем, звездой, родником, лишь бы любимая отозвалась, приняла его чувства. Но, как часто бывает в жизни, истинным чувствам сопутствует страданье, безразличие, безответность.

Я ветер —

но волос твоих не трону.

Ищу тебя, летаю над землей

И лишь дерев раскачиваю крону…

Мелодический рисунок нежен, стихи плавны, они полны чувства, звучит музыка ветра, но нет её в переизбытке, всё в меру. Существует любопытное высказывание болгарского поэта Атанаса Далчева: «От избытка музыки поэзия умирает». Здесь же есть музыка в той правильной мере, в которой должна жить стихотворная строка.

Музыкальность достигается не только звуком, но и цветом, осязанием. В стихотворении всего три прилагательных, среди которых — два антонима: «жаркий» и «холодный». Вот он мир любви, где «да» и «нет» вступает в сложные музыкально-живописные связи опосредованно, через эпитеты. А третье прилагательное — «светла» является выразительным средством, «зрительным» эпитетом. В пределах каждой отдельной строки у В.Хатюшина свое средство поэзии, своя музыка, своя тональность. И каждое слово сливается с общим потоком речи, выполняя сложнейшую поэтическую задачу.

Я солнце —

Ты не чувствуешь тепла.

Звезда —

Которой ты не бросишь взгляда.

Когда ты спишь, то ночь твоя светла,

И в жаркий день спешит к тебе прохлада.

Безусловным остается факт, что в интимной лирике поэт-философ, поэт-лирик Валерий Хатюшин высветил трагическую природу любви. Она трагична потому, что обещает человеку больше, чем в состоянии вместить его материально-физическая природа. Но она окрыляет, даёт силы кем-то или чем-то стать, изменить свой образ, перевоплотиться.

Я вся любовь —

не ищешь ты любви.

Родник — ты не прильнёшь к нему губами.

Чем стать еще? Ты только назови,

Но не смотри холодными глазами.

Стихотворение «Я песня — ты не слушаешь её», удивительно стройное, состоящее всего из десяти предложений, наполненное музыкально-образным содержимым, вполне может быть песней, сотканной из чувств и переживаний поэта.

Каждое стихотворение сборника «Напряжена душевная струна» — это жизненное событие, которое невозможно объяснить до конца, событие, которое боишься оскорбить неточным прикосновением. За образами стоят конкретные люди. И стихи — о них, о тех мгновениях любви, которые не забываются, а памятью ложатся в строчки. Такие стихи хочется просто читать, не анализируя, не объясняя, не разбирая на части…

15 августа 2019

Гродно, Беларусь