Алина КОСТЮК-СВЕТЛИЦКАЯ

ПОЭЗИЯ ЁМКИХ ФОРМУЛ

Чтение стихотворных строк, которые содержат философию мысли, – это не развлечение, не отдых, а напряженный душевный труд, требующий больших внутренних усилий. И подходить к таким стихам с бытовой читательской меркой «нравится или не нравится» нельзя! Лирика утверждает ценности, не зависящие от наших вкусов, желаний. Она добивается, чтобы читатель признал её, потому что она говорит такую правду о человеке, которая обнажает его эгоизм, тщеславие, несовершенство.

Поэзия В.Хатюшина – это поэзия кратких, но ёмких формул, заключающих в себе мощную образную энергию: «всё не так, как хотелось бы нам на земле», «наша бренная жизнь коротка и хрупка», «оглянёшься – и всё позади», «время нельзя превозмочь»…

В творчестве В.Хатюшина романтические по своей ориентации произведения соседствуют с реалистически-философскими. Поэт-реалист использует опыт романтического освоения мира в полном его объеме. Но одновременно расширяет и дополняет этот объём, показывая трагизм замкнутой в самой себе романтической личности, а реализм не ограничивается представлением о реальностях жизни только чувственным опытом:

Первой ласковой зеленью полнится взгляд.
Но глаза любоваться весной не хотят.
Непонятной тревогой взволнована грудь.
Даже ночь не снимает смятенья ничуть.

В поэзии нельзя лицемерить, так как, по мнению Н.М.Карамзина, «творец всегда изображается в творении и часто против воли своей». В.Хатюшин искренен в стихах, он открыт, насколько это возможно, он не боится показать свою слабость перед ликом природы:

Может, это расшатаны нервы совсем –
я себя не могу успокоить ничем.
И бреду, словно тень, в беспокойстве своём
под весенним, под нежным, под тихим дождём…

Самое романтическое время года вызывает тревогу, несогласие с внутренним миром человека. Но этот «весенний мир» тоже полон своих формул: «чем весенние ночи темнее, тем пронзительней песнь соловья», «и сирень, и каштан расцвели под окном, значит, жизнь повернулась на лето», «ветер и дождь в среднерусской природе грустному сердцу нужней»…

Часто на первом плане оказываются не объективные картины жизни, с которыми имеет дело человек, а личность автора с глубоким интересом к самому себе, к своему внутреннему миру.

Автор настолько впечатлителен, что каждая мелочь вызывает в нём душевное волнение, является источником противоречивого потока переживаний:

На сердце боль ещё не отпускает,
еще душа остывших слез полна.
Не радует, не греет, не ласкает
Дождливая, без матери, весна.

Главный герой – автор – не замкнут в пределах своего я. Не слишком озабочен субъективным содержанием своих эмоций. Главную роль играет внешний мир, и поэт-реалист искренне заинтересован в истинном его понимании и объективной его оценке:

Себе внушаю: помнить зла не надо.
Смотрю, как блещет алый небосклон.
Июльский вечер. Нежная прохлада.
И отдалённый колокольный звон.

Радостное узнавание неисчерпаемой сложности и утонченности душевного мира дает право поэту найти те важные и точные слова, те формулы, чтобы определить ими своё состояние: «и нет желанья жизнь начать сначала, она другой не станет всё равно» или «»потерян смысл всего, чем жили мы когда-то»…
Поэт-философ В.Хатюшин останавливает внимание читателя не драматизмом событий, не обилием внешнего интереса, а глубиной и мудростью ёмких поэтических формул: «снова сердце радо зареву заката», «родившийся для смерти, умру для вечной жизни», «мы не можем с тобой отчего-то не любить эту землю до слёз», «да, в мире все мы Божьи дети» и др.

Д.С.Лихачев говорил о том, что «у человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях…»
Вероятно, детали – это и есть те ценные и единственные в своем роде формулы, афористичные жемчужины, которые дают право поэту-романтику, поэту-философу В.Хатюшину занимать одно из главных мест в современной русской поэзии.

27 мая 2020