Давно пришла пора все вещи называть своими именами. Хватит нам скромничать и бояться обвинений в завышенных оценках. Своих врагов, своих героев и своих гениев мы должны знать в лицо и называть по именам, чтобы потом не кусать локти и не вздыхать: как же это мы не заметили, как же это мы не оценили…
Валерий Хатюшин — гениальный русский поэт. В своих стихах он одновременно и удивительный, ни на кого не похожий лирик, и глубокий философ, и бесстрашный гражданин. Но кроме этого — он и прозаик, и критик, и публицист, и драматург. Подобных ему творческих личностей в поколении 50-ти и 60-летних в современной русской литературе я не встречал. По гениальному творческому разнообразию и потенциалу с ним рядом в наши дни, на мой взгляд, поставить некого. Но и это не всё. Валерий Хатюшин — главный редактор острейшего литературно-публицистического журнала «Молодая гвардия», стоящего в первых рядах борьбы за национальное сохранение русского народа.
Вся деятельность Валерия Хатюшина — это громадный творческий и гражданский подвиг, по-настоящему пока еще не осознанный и не оцененный современниками. Правда, враги России кое-что разглядели и почувствовали: их ненависть к нему с каждым днем становится всё громче и всё злобнее. А о подловатых, суетливых и завистливо-бездарных выпадах т.н. «своих» я и вспоминать не хочу.
Поэтическое мастерство, глубина, природная талантливость и бесстрашие стихов Валерия Хатюшина удивляют и врагов, и друзей. Одна только его книга гражданской лирики «Русская кровь», изданная в 2007 году и составленная из поразительных по страстному звучанию гражданских стихотворений, созданных автором за двадцать лет (с 1997 по 2007 гг.), способна обессмертить автора уже в наши дни. Вернее, была бы способна, если бы могла свободно дойти до русского читателя. Но кто ее прочел и кто о ней вообще знает? Пятьсот человек на всю страну — по числу экземпляров тиража книги. И кто ее переиздал? Никто. А почему? Потому что — страшно и жить спокойно хочется.
Всего же Валерий Хатюшин издал более тридцати книг. Одна сильнее и талантливее другой. Только четыре из них (самые первые) были изданы при советской власти за государственный счет. Все остальные он выпустил на свои деньги. Его стихотворение «Возмездие», ставшее притчей во языцех, с зубовным скрежетом было напечатано чуть ли не во всех «либеральных» газетах и журналах. Вот уже девять лет прошло со дня его первой публикации, а из Америки через Интернет до сих пор идет злобное шипение. Это говорит о многом.
Казалось бы, зачем ему это надо — рисковать жизнью, здоровьем, покоем и судьбой? Но истинный талант не может существовать иначе. Это трусы, приспособленцы и бездари даже в самое тяжелое для страны время будут сидеть в кустиках, кропая никому не нужную белиберду про облака, ветер и рыбалку на тихой речке. И при этом они еще будут осуждать и поучать того, кто гениально бесстрашен и безоглядно правдив: мол, зачем ты лезешь на рожон, чего тебе не хватает?.. В наши дни истинный признак таланта — смелость. Нет ее — значит, и талантом Бог не наградил. Это сейчас — аксиома.
Его роман-бестселлер «Поле битвы» (о нашем времени), его мистическая повесть «Последней ночью лета», рассказы «Не изменяй себе» и «Перед уходом», его аллегорическая пьеса «Зеленые розы» в любой другой стране зачитывались бы до дыр, издавались бы стотысячными тиражами, ставились бы на лучших сценах и принесли бы автору мировую славу. Но только не в нынешней России, где русского автора будут хамски, беспардонно игнорировать, оскорблять и душить за то, что он посмел пусть даже и художественно коснуться национальных проблем своего народа. У русских людей, видите ли, не должно быть национальных интересов и нет национальных проблем… А писать надо про тихую речку и про облака — и всё будет в порядке… Но его героическая поэма «Взятие Кремля», уверен, в будущем войдет в хрестоматию по русской литературе и будет в школе заучиваться наизусть, как лермонтовское «Бородино».
Особый разговор о публицистике Валерия Хатюшина. Она стоит особняком в его творчестве и в его деятельности. Одним из первых, еще в 80-е годы прошлого века, он вступил в бой с врагами России, и уже тогда вызвал оторопь даже у них, не ожидавших такой страстной смелости, напора и фактологической убедительности его статей, которые одна за другой стали появляться в русских журналах: «Москва», «Молодая гвардия», Наш современник», «Кубань»… А в 1990 году, придя на службу в «Молодую гвардию», он сделал этот журнал главной трибуной русской мысли в России, выдавая в печать свои статьи почти через номер и привлекая в журнал лучших и острейших русских публицистов того времени — А.Кузьмича (Цикунова), Э.Володина, В.Кожинова, А.Кузьмина, Ф.Шипунова, Т.Глушкову, М.Любомудрова, Г.Литвинову, С.Бабурина, М.Антонова, А.Ланщикова, О.Платонова, В.Васильева и многих других. Его работа «Откройте глаза!!!», увидевшая свет в «Молодой гвардии» в августе 1991 года, сразу после известных событий (19—21 августа), вызвала эффект разорвавшей бомбы, настолько она была честно-информативна и глубока по анализу «перестройки» и лукавых реформ. Тираж журнала тогда еще был огромным, и люди, как я хорошо помню, говорили об этой статье шепотом… За статью «Сатанизм демократии», опубликованную в «МГ» в 1994 году и ставшую, по сути, пророческой, против него возбудили уголовное дело и около года прессовали в прокуратуре. Его пытались запугать, сломать морально и физически. Не вышло. Своим примером он дал толчок для появления в русской публицистике новых, дотоле неизвестных имен. И в наши дни многие авторы как некое откровение выдают читателям то, о чем Валерий Хатюшин писал пятнадцать лет назад.
Я хорошо помню, как критические статьи Хатюшина будоражили литературную общественность Москвы 80—90-х годов. Надо было решиться на отчаянный поступок, чтобы поднять свой голос против громогласно прославляемых литературных кумиров того времени — Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, В.Высоцкого, А.Рыбакова, Д.Гранина!.. Но он совершил этот поступок, ярко, точно и остроумно показав, что все эти литературные «короли» — голые, искусственные, нерусские и пустозвонные. (Их клевреты до сих пор не могут ему этого простить.) А его статьи о творчестве Ю.Кузнецова «Без Божества», «Во имя Истины» и «С печатью «величия» — без преувеличения, эталон литературной критики.
Проработавший в «Молодой гвардии» двадцать лет, Валерий Хатюшин теперь — ее главный редактор. Тираж журнала, конечно, не тот, что был в начале 90-х (это ныне общая беда всех литературных журналов), но боевитость и актуальность для русской жизни «Молодая гвардия» не утратила и, благодаря упорству ее сегодняшнего руководителя, остается яркой выразительницей чаяний русского народа, за что и ценят ее верные читатели. В эти прошедшие двадцать лет Валерий Хатюшин вырос в гениального русского поэта и мыслителя. Журнал дал ему трибуну для самовыражения, а он дал журналу и всем нам эпохальные плоды творчества. Конечно же, это было не случайное соединение — журнала и писателя, и в этом, не сомневаюсь, явно проявилась воля Провидения.
Мы наконец должны научиться видеть и ценить своих живых, а не только мертвых гениев. Прочтите самые последние поэтические публикации Валерия Хатюшина в альманахе «Академия поэзии — 2009» и в «Молодой гвардии» (2010, №1-2), и вы убедитесь, что всё сказанное здесь — непреложная истина.
Владимир ЮДИН,
доктор филологических наук,
профессор Тверского университета
Январь 2010 г.