В семидесятые годы прошлого века он заявил о себе как добротный советский поэт, воспевающий труд на стройках социалистического государства. Он был тогда романтиком, уехавшим на Север, а потом на строительство КамАЗа, что ярко отразилось в его стихах того времени («Работа», «Репортаж с газопровода «Сияние Севера», «Тайга», «Встречи», «Высота», «Актированный день», «Романтики», «Про нас еще напишут» и т.д.). Поэзия эта рождалась из его трудовой биографии, была реалистична, имела общественное звучание.
Нам тогда всё еще принадлежала страна воинской доблести и доблестного труда, хотя жизнь наша уже была изъедена раковой опухолью мещанского сознания – зачатками ползучей духовной контрреволюции, постепенно изменяющей общественные и личные отношения советских людей. Это особенно бросалось в глаза в столице – в Москве, куда после всех своих странствий попал герой нашего очерка. В этом во всех смыслах злачном городе Валерий Хатюшин, уроженец подмосковного Богородска, романтик, лирик и одновременно рабочий поэт, столкнулся с ураганным обстрелом информационно-психологической войны (как забугорных «голосов», так и диссиденствующей интеллигенции) и на какое-то время дрогнул, поддался этой мозговой обработке. Он перестал быть советским поэтом.
Да, это горькая правда: послевоенное поколение сдало без боя советское государство, которое создали и отстояли наши отцы и деды. Страна-мечта, чудо истории, величайшее достижение русского народа – были загублены в наше время, и мы все вместе и каждый в отдельности в ответе за это.
Но Валерий Хатюшин прозрел одним из первых. Он ужаснулся содеянному и начал бесстрашную, непримиримую борьбу с врагами России, стремящимися ее окончательно уничтожить. Именно из сопротивления разрушительным, антирусским процессам отечественной (и мировой) истории и родился Валерий Хатюшин нынешних дней – великий русский поэт. Его рождение и утверждение как нового национального поэта запечатлены в гениальных стихах: «Клич» (1987 г.), «Призыв» (1992 г.), «Ушедшая Родина» (1993 г.), «Осталось – одно» (1996 г.), «Иуды»(1997 г.), «Оккупация» (1998 г.), «Они» (1999 г.), «За Родину, за Сталина» (2000 г.), «Возмездие» (2001 г.), «Солнце русских» (2001 г.), «Помни!» (2002 г.), «Страна RU» (2003 г.). Именно по этим (и подобным) стихам, изданным в 2003-м году в его «Собрании стихотворений», невозможно не сделать заключения, что Валерий Хатюшин – великий русский национальный поэт нашего времени, жизнь и творчество которого есть подвиг и даны нам свыше во спасение.
Создавать такие стихи, я уверен, возможно только в «соавторстве» со своим народом и со святым русским духом. Духоносный поэт создает духоносные стихи, чтобы из этих искр возгорелось пламя национально-освободительного восстания. В названных выше стихах говорит с читателем не просто поэт Валерий Хатюшин, а сама небесная Россия. Его гражданские стихи – это набат колокола, возвещающий, что час народного восстания пробил.
Валерий Хатюшин – поэт народной войны, время которой уже пришло. Таких поэтов всегда единицы – во всех странах и во все времена, и появляются они в лихие годины, предвещая величайшее духовное и физическое напряжение народных сил. Они всегда появляются на переломах истории, при угрозах самому существованию народа, как, например, появились на переломе истории Есенин и Маяковский. Имена у них могут быть разные, но «автор», по сути, всегда один: народ как мистическая сущность истории. Именно так рождается гений.
Гений – это талант, подключившийся к гению народа. Это и произошло у Валерия Хатюшина – то, ради чего он родился и жил. Он – человек состоявшийся, он выдержал все экзамены жизни, выпавшие на его долю, и выковал характер бойца в смертельных схватках с нашим главным врагом, он закалился, и отныне, как ни тяжел будет крест, возложенный на него судьбой, он выдюжит, не надломится, не изменит себе, народу и Родине.
В советское время у Валерия Хатюшина была обычная творческая жизнь, а теперь его жизнь – это наша надежда, она и подвиг, и жертва.
О том, как он смог подняться до такой высоты, рассказывает его «Собрание стихотворений», увидевшее свет в 2003 году в издательстве «Российский писатель». И невольно вспоминаются хрестоматийные некрасовские строки из стихотворения «Памяти Добролюбова»:
Природа-мать, когда б таких людей
Ты изредка не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни.