Алина КОСТЮК-СВЕТЛИЦКАЯ 

Энергия преобразования мира в стихах Валерия Хатюшина

 

Каждый человек смотрит на мир и ощущает его по-своему, потому что он является центром своеобразной сферы, а всё остальное видится ему с его позиций — близких или далеких. Соотнесение с собой мира своих предпочтений — вот сильнейший из импульсов интереса к конкретному художественному образу. Писатель же, казалось бы, на ничтожном, но жизненном примере способен развернуть и обосновать выводы огромной общечеловеческой и национальной важности. И этот пример зацепит те струны души читателя, которые зазвучат в нем самом удивительной музыкой: искусство слова не информирует человека, а движет его к жизни. Таким образом, искусство совершает великую борьбу против утраты смысла в равнодушных значениях.

Что сегодня движет истинного поэта создавать художественные образы существующего мира? Ответ, на мой взгляд, очевиден — энергия преобразования этого мира. Ответ на этот вопрос дают и сами поэты:

В другой стране, в другом тысячелетье…

Как дни, века над миром пролетят…

И может быть, в столетье двадцать третьем

стихи мои согреют чей-то взгляд…

(В.Хатюшин)

Да, жизнь — это совместное, непрестанное творчество людей, движущихся к развитию в себе лучших человеческих качеств и преобразованию мира на справедливых началах. Если стихи, написанные поэтом, «согреют чей-то взгляд», значит, не зря создавались они, и не зря была запущена энергия преобразования мира

Искусство слова без социальной позиции автора не существует, потому что безликое искусство — это не искусство, а что-то иное. У поэта-философа Валерия Хатюшина нет «безликих» стихов: в каждой молекуле стихотворного текста сам поэт, его разум, его душа, его переживания:

Небесный блеск ночных лампад…

Весны промозглой снег и слякоть…

Еще я долго буду плакать

над самой горькой из утрат…

(«Смерть матери»)

Стихи у поэта В.Хатюшина начинаются лишь тогда, когда мысли, идеи, факты действительности пропущены через сердце художника:

По ночам не спится.

В сердце — непокой.

Не с кем поделиться

мне своей тоской.

Разом потерявший

почву жизни всей,

вижу взгляд уставший

матери моей…

Казалось бы, только личная информация, не касающаяся других, а вот нет: каждый, потерявший близкого человека, остановится на какой-то фразе, послушает зов души, встрепенется — удивительная многомерность изображаемой жизни.

Изучая творчество Валерия Хатюшина, я получаю уникальную возможность ощутить радость соприкосновения с духовным миром поэта, понять, что есть все-таки в настоящее время подлинная поэзия, дающая импульс к самосовершенствованию и саморазвитию!

…И сам я сердцем знаю наперед,

что скоро в парке липа зацветет,

жасмин тропу наполнит сладким духом

и тополя осыплют землю пухом…

Казалось бы, бытовая картинка, но с весьма многозначительным намеком, который многое передает и вызывает наше внутреннее доверие к слову поэта. Стихи, в которых не нарушена соразмерность между сиюминутным, эмпирическим и общим для всех. А суть каждого написанного стихотворения в масштабности мысли, положенной в его основу: чем существеннее мысль, чем длительнее во времени ее действие, тем выше поэтический уровень сказанного поэтом слова:

Вот так и небо знает, сколько бед

нам пережить дано и сколько лет.

И звезды знают сроки неземные —

когда душа прозреет сны иные…

Современная действительность побуждает поэта всматриваться в нее, но вся суть заключается в том, что поэт смотрит сквозь себя, сквозь свое миропонимание и свое представление о сути и назначении поэзии. Глубочайший философ по природе, В.Хатюшин передает свои переживания, свою боль и свою радость, рассматривая себя в качестве камертона вселенских колебаний, общемировых коллизий, которые он и должен выразить по зову сердца и души.

В стихотворении «Вера» поэт однозначно и четко определил свое отношение к прошлому и современному миру:

В празднословье своем убогом

мир безумный идёт в разнос.

Наши пращуры жили с Богом,

в бой их вёл за собой Христос.

Образ Христа в этом контексте — это образ предтечи и бунтаря во имя нового мира. А дальше — активная позиция автора, призывающего следовать за Ним, ибо без веры нет смысла жить.

…Был безжалостным враг надменный —

вся безбожная мразь и гнусь.

Перед ней не была смиренной

наша вера и наша Русь.

 

Псов армады французско-прусских

нам хотели замкнуть уста.

И без счёта — погибших русских

за язык и за свет Креста.

 

Стала доблестью их безмерной

сохранённая русская речь.

Всех мощнее на свете — вера.

Перевёрнутый крест — это меч.

Вот именно здесь мы находим сочетание внешних ритмов стихотворения с глубинным ритмом современной истории, сочетание внешнего сюжета с проникновением в суть совершающихся исторических событий. Энергия преобразования мира в контексте глобальных изменений — это процессы, в которых происходит трансформация всей жизни: «был безжалостным враг», «не была смиренной наша вера», «хотели замкнуть уста», «стала доблестью… сохранённая русская речь, вера, крест»…

Поэт В.Хатюшин по-блоковски вдумчиво, напряженно вслушивается в ритмы нашего сложного времени, чтобы безошибочно уловить их и донести до читателя.

…Матерь Божья смотрит слёзно

сквозь донбасские дымы…

Может статься, будет поздно…

«Слава Богу», — скажем мы.

Здесь высказана убежденность в общественной роли поэта, ответственного за человеческую боль, поэт предупреждает словами: «Может статься, будет поздно»…Чувства поэта В.Хатюшина — это чувства человека, который отдает себя главному, святому делу своей жизни. Энергия преобразования мира — критерий определения силы поэтической мысли.

Сгустком высочайшей человеческой нравственности, смысл которой раскрывается не сразу и не для всех, могут быть эти строки:

Предназначенье нашей жизни бренной —

не объяснить, не разгадать вовек.

Есть два созданья высших во Вселенной,

Божественных — цветок и человек.

Каждому откроются эти строчки по-своему, но, как говорил французский писатель, ученый-музыковед Р.Роллан, «поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека».

Два создания, на первый взгляд, могут показаться совершенно разными, но они творения Бога. Человек, наделенный разумом, чувствами, способностью к самосознанию, способен преобразовывать мир и охранять его. Цветок — символ красоты и хрупкости жизни, обновления ее. В нем заключена история жизни от семени до распустившегося бутона, от весеннего пробуждения до осеннего увядания. Именно цветок напоминает нам о цикличности жизни, о том, что каждый миг уникален. Таким образом, как утверждает поэт, Божественные создания — это две части одного целого, взаимодействие между ними говорит о важности заботы о природе и об ответственности за ее сохранение 

…В сиянье поля нежными цветами

Бог выражает нам свою любовь.

 

И если в ком-то мы души не чаем, —

волненье дышит и у нас в крови.

Даря цветы, друг другу мы вручаем

частицу той Божественной любви.

А Божественная любовь — тот уникальный сгусток, та удивительная энергия, способная к преобразованию мира.

Стихи поэта-философа Валерия Хатюшина пронизаны стремлением к изменению жизни, ее сути. Они полны размышлений о человеке, о том, как личные переживания могут стать катализатором для больших изменений. Время в поэзии В.Хатюшина представляется не как линейная последовательность событий, а как динамическая сила, способная изменять мир.

Каждый из нас может быть агентом перемен, используя силу слова так, как талантливо делает это поэт Валерий Хатюшин.

г. Гродно, Белоруссия. Июль 2025 г.