УЛЕТЕВШАЯ ТУЧА
Алла Пугачева в сентябре 2022 года лишь на несколько дней прилетела из Израиля в Москву, выставила на продажу свой умопомрачительный особняк за 1 млрд. рублей в поселке «Грязь» и вновь укатила в Израиль к своему голубому «иноагенту» Галкину. Но при этом она успела кое-что наговорить в ответ на естественную реакцию наших людей после ее заграничного оскорбления России и русских. Без этого ей, конечно, обойтись было никак нельзя. Не утерпела она, чтобы напоследок не выразить своего презрительного отношения к стране и народу, с которыми, как мы теперь понимаем, по несчастью, связала ее судьба и которых она вынуждена была терпеть всю свою «несчастную» жизнь:
«Какое счастье, что меня ненавидят те люди, которых я всегда терпеть не могла. Если бы я им нравилась, это значило бы, что я пела и жила зря», — написала она в Instagram. «Причина ясна. Пусть скрежещут зубами. Были холопами, стали рабами!» — подвела она окончательный итог наших с ней 70-летних отношений.
Я бы и не стал реагировать на это ее вполне естественное саморазоблачение, в котором никогда и не сомневался, если бы не один интересный факт. 34 года назад, в 1988 году, когда Алла Пугачёва была на пике своей славы в нашей стране, я написал статью «Улетай, туча!» — в качестве реакции на фильм «Пришла и говорю», посвященный именно ей, как тогда писали и говорили центральные газеты и экраны ТВ, «нашей всенародной любимице» и «великой певице».
Удивительно, но в той статье всё было предсказано — и бесславное будущее самой Пугачевой, и ее «улёт» от нас согласно пророческим словам песни, которую она сама же и исполняла: «Улетай, туча, улетай, туча, улетай, туча, у-у-у-лета-ай…»
Вот эта статья.
УЛЕТАЙ, ТУЧА!
(1988 г.)
Нечасто так бывает, чтобы просмотренный фильм сразу же заставил взяться за перо. В данном случае меня настолько ошеломил музыкальный фильм «Пришла и говорю», в котором занята Алла Пугачева, что я не мог удержаться, чтобы не высказать о нем своих мыслей и невеселых впечатлений. Хочу сразу признаться: увиденное меня не просто ошеломило, но даже несколько шокировало. Честно говоря, я не ожидал увидеть подобное, да еще вынесенное на широкий экран...
О внешней стороне фильма — о смеси примитива и пошлости — говорить много не хочется, ее, я думаю, заметили многие. Но вот о внутреннем, о смысловом содержании нужно сказать особо, так как если вовремя этого не заметить, не раскрыть, не дать оценку, то подобные фильмы начнут плодиться, как грибы...
Все песни в фильме «Пришла и говорю» Алла Пугачева поет о себе. Причем «я» в ее песнях — не образ артиста или лирической героини, нет, «я» в них — это лично певица Алла Борисовна Пугачева. Все песни фильма посвящены именно ей. Я не припоминаю в истории песенного искусства другого примера, когда бы певец исполнял столько песен лично о самом себе. Так и хочется спросить: не слишком ли много вы на себя берете, Алла Борисовна? И не слишком ли большое, прямо сказать, непреходящее значение лично вы придаете собственной персоне?
Скромность, как известно, украшает человека. Однако, словно нарочно, создатели фильма и сама певица все делают именно вопреки скромности, желая как бы посмеяться над общепринятой истиной. Слушатель вместе с А.Пугачевой, которая, кроме всего прочего, является и автором музыки всех песен фильма, и автором текстов некоторых из них, так вот, слушатель обязан мучительно страдать по той причине, что Пугачева скоро сойдет со сцены и что этот факт для нее самой и для всех нас должен явиться трагедией. Мы вынуждены были слышать, а теперь после выхода фильма осуждены видеть, как певица «устала» и как она, извергая одни и те же слова, кричит мужским, исступленным голосом: «я устала... устала... устала...» и с какими-то неуклюжими, дергающимися движениями катается по полу в окружении полуобнаженных, похотливо трясущихся молодых людей. Все это было бы просто бездарно и пошло, если бы то и дело на протяжении всего фильма не демонстрировались кадры обобезумевших толпах поклонников Аллы Пугачевой, давящих друг друга в стремлении взять автограф или хотя бы взглянуть на нее вблизи, о фанатических девицах, преследующих ее на каждом шагу, о переполненных, рукоплескающих стадионах, на которых она выступает, кадры, где ей дарят золотые диски с записью ее голоса и цветы, цветы, цветы... То есть нам всё время хотят показать идола, кумира, богиню, доказать, внушить истинность, огромность, непревзойденность ее всенародного признания в нынешнее время. Однако сама навязчивость, выспренность, с какими всё это преподносится, убеждает в том, что авторам фильма уж очень хочется выдать желаемое за действительное...
В самом деле, почему это мы должны страдать (именно страдать) оттого, что Алла Борисовна в будущем (когда оно наступит — не говорится) покинет столь «дорогую» для нее сцену? И что взамен ей, «загнанной лошади», придут, уже подходят более сильные и более красивые молодые? Почему-то речь в песнях идет не о более талантливых молодых (по-видимому, такое невозможно...), а дословно «более сильных». Хоть эстрада — и не лучшее место для развития настоящего таланта, но всякое может быть... И почему это сама Алла Пугачева не иначе как трагедией считает уход со сцены? Настоящие художники, подлинные актеры не сходят со сцены никогда, как не сошли со сцены Щепкин, Качалов, Яхонтов, Ермолова, Комиссаржевская, как не сошли со сцены Шаляпин, Лемешев, Русланова, Георг Отс и многие другие. Уходят со сцены навсегда и бесследно только посредственности, и лишь для них этот уход действительно является личной трагедией. Как только на афишах театров и концертных залов перестают появляться их имена, они умирают навеки. Не этого ли боится сама Алла Пугачева? И не этим ли она пугает всех нас? Как говорится, пугает, а нам не страшно. Но, оказывается, есть выход и для Пугачевой. Как ни странно, можно на неопределенный срок избежать заката ее карьеры и долго-долго еще не лишаться ей ни золотых дисков, ни кассовых сборов, ни цветов, ни бесноватой публики, ни баснословной рекламы и т.д. А дело вот в чем. В фильме есть небольшой, но, я уверен, не случайный фрагмент. Он очень символичен и, думается, имеет для будущего Аллы Пугачевой немаловажное значение: на одном из концертов со сцены пел ее двойник — очень похожая или прекрасно загримированная женщина, заучившая все движения и повадки Пугачевой. Сама же знаменитая певица в это время сидела в зале и вместе со всеми аплодировала своей удачно сделанной копии, которая шевелила губами в соответствии со звучанием фонограммы подлинного, всем нам известного голоса. Затем Пугачева вышла на сцену и, обнявшись со своей, надо сказать, более изящной, помолодевшей копией, пела и танцевала вместе с ней под собственную фонограмму, а оболваненная публика пришла от этого действа в еще больший восторг. Как видим, концерты Пугачевой в наш технический век можно устраивать и без участия самой Пугачевой! Может быть, нечто похожее готовят нам в будущем? Может быть, об этом мечтают и сама певица, и ее покровители?..
Тексты песен фильма «Пришла и говорю» не отличаются своим художественным, если в данном случае позволительно так выразиться, уровнем от всего того «шлягерного кошмара», что уже много лет заполняет эфир и отравляет слух и вкусы нашей молодежи. Но при всей своей топорности содержания они, тем не менее, получились «со смыслом». И смысл этот часто без щепетильности, иногда несколько завуалированно бьет в одну точку, а именно: вдолбить в голову каждому слушателю, что перед ним — звезда первой величины (тут же — кадры о бушующем стадионе, где А.Пугачева — в лучах прожекторов). И когда такая артподготовка проведена, и слушатель-зритель ко всему готов, певица заявляет ни больше ни меньше: двадцатый век — это она. Теперь уже не удивлюсь, если услышу анекдот о каких-то политических деятелях времен Аллы Пугачевой... А затем оглохшего, обалдевшего от истерических визгов, кривляний извивающихся в диком танце девиц, от одних и тех же фраз, выкрикиваемых певицей неимоверное множество раз, раздавленного зрителя под конец можно и попугать песней об «улетающих, тающих в облаках» самолетах, в которых улетает от нас сама претендентка на роль всенародной любимицы и уже подумывает над тем, чтобы к нам не вернуться... Что здесь имеется в виду, можно только догадываться. Но на память почему-то приходят слова из другой небезызвестной песни в ее исполнении: «улетай, туча...»
Серость и бездарность всегда о себе слишком много кричат, поднимают вокруг своих персон огромный шум, сопровождаемый, как правило, непомерными амбициями, высокомерием и зазнайством. Вспоминается интервью, данное «Литературной газете» А.Пугачевой по поводу создания в Москве Дома искусств, в котором она хотела бы стать «хозяйкой». Подобные заявления делаются без тени малейшего стеснения, ввиду того, что А.Пугачева без сомнения уверена (и у нас не должно быть сомнений) в том, что только одна она достойна претендовать на должность хозяйки Дома искусств нашей огромной страны. Можно себе представить, что за «искусство» в нем бы пропагандировали и кого бы вообще туда пускали...
Всем известно, что кичливая амбициозность есть первый признак пустоты и никчемности. Похоже, А.Пугачева и сама понимает это. В одной из ее песен есть такие слова: «И звездная болезнь — как символ пораженья...» Но если бы мы имели дело только с пустотой и никчемностью! Вред, наносимый нашему молодому поколению, морально формирующемуся на фоне подобного рода «эстрадного искусства», каждодневно бесконечным потоком изливающего свою продукцию на наши головы из все терпящего эфира, вред этот способен стать непоправимым. И долго, ох как долго придется нам искоренять его последствия в будущем, в прямом смысле вытравлять из одурманенных сердец и притупленных мозгов яд пошлейшей бездуховности, всё более заполняющей современную эстраду. Производители этого яда прекрасно знают о его последствиях и потому стремятся побыстрее захватить как можно больший круг молодежи в свои одуряющие тиски. Эфира для них уже недостаточно. Им подавай теперь киноэкран. Тем более что опыт в кино у них уже имеется, опыт рекламы кинопрокатным способом «женщины, которая поет». Теперь она «пришла и говорит». Но о чём?..