Главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин
отвечает на вопросы проекта «Журнальная Россия»
— Как и когда возник Ваш журнал? Кто стоял у его истоков?
— Журнал «Молодая гвардия» — старейший в России. Основан в 1922 году. Создавался он как комсомольско-космополитический журнал по инициативе Л.Троцкого. И первым главным редактором стал его родственник Леопольд Авербах, в дальнейшем расстрелянный за связь с Троцким. Но постепенно журнал преображался, в него стал проникать патриотический дух через талантливые произведения русских авторов. В «Молодой гвардии» начали публиковаться Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов, Дмитрий Фурманов, Вячеслав Шишков. А в 1934 году именно в нашем журнале был опубликован знаменитый роман Николая Островского «Как закалялась сталь».
— Писатели, сделавшие имя журналу?
— В послевоенные годы почти все крупные советские писатели, составляющие гордость и славу отечественной литературы, прошли через страницы «Молодой гвардии». Назову самых известных и самых бесспорных из них — Петр Проскурин, Юрий Бондарев, Валентин Пикуль, Федор Абрамов, Николай Носов, Василий Шукшин, Анатолий Иванов, Иван Шевцов, Владимир Солоухин, Сергей Викулов, Владимир Фирсов, Николай Кузьмин. Впрочем, всех не перечесть. Причем я назвал только художников слова. А сколько прошло через наш журнал талантливых критиков и публицистов!
— Какова художественная и политическая идеология журнала? Чем Ваш журнал отличается от множества других?
— С середины 60-х годов прошлого века, с приходом на должность главного редактора Анатолия Васильевича Никонова, «Молодая гвардия» первой среди толстых литературных журналов смело и бесповоротно встала на национально-патриотические рельсы. И уже с них не сходила. Что вызвало тогда большое неудовольствие в партийных верхах и скрежет зубовный в т.н. космополитической печати. Отчего в конце концов и пострадал А.Никонов. Постановлением ЦК партии в 1970 году он был переведен на другую работу. Однако главным редактором стал его заместитель — молодой, но уже громко заявивший о себе крупными, прямо-таки эпохальными произведениями прозаик — Анатолий Степанович Иванов. Если кто-то в наше время не читал, то хотя бы смотрел многосерийные фильмы, снятые по его книгам: «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Кстати, позже тоже по его роману был снят фильм «Ермак». Анатолий Иванов не только продолжил, но и укрепил, расширил русское, национально-патриотическое направление журнала, открыв двери самым смелым, самым бескомпромиссным, самым талантливым русским авторам. (Кстати сказать, именно при нём я пришел на работу в журнал.) Особый вес в журнале приобрел жанр публицистики. Статьи, которые в 80-е, а затем в 90-е годы печатались в «Молодой гвардии», читались взахлёб всей страной. И как бы либерально-депрессивная печать ни поносила на чём свет стоит наш журнал, ничего уже с ним поделать она не могла. Национальный дух, стремление к правде и справедливости и сила таланта были главным оружием наших авторов.
— Творческое кредо главного редактора?
— Оно исходит из творческого кредо меня как писателя… Основываясь на своем литературном опыте и понимании сущности творчества, я подхожу и к редакторской работе. Всё художественно талантливое и всё важное, ценное для русской культуры, что поступает в редакцию, должно увидеть свет и выйти к читателю. А всё чуждое и враждебное нашей культуре, пока я на этой должности, никогда не найдет здесь места.
— Главные проблемы русской публицистики и литературы сегодня?
— Национальная культура строится на истории, религии и душе народа. Национальный художник, отражая картины бытия и свои личные переживания, всегда должен помнить о том, что он частица этой культуры — истории, веры, природы, земли и народной души. Без этого не может быть национального художника. Он должен понимать, что он не случайный гость на той земле, на которой рождён. И Божьим даром надо распоряжаться с большой ответственностью. Писатель без национального стержня для меня — не писатель. Особенно это касается русского писателя или публициста. Потому что великий русский язык и гениальные художники создали великую русскую литературу. Не понимать этого — значит вообще ничего не понимать в культуре как таковой.
— Назовите лучших (на Ваш взгляд) поэтов, прозаиков и публицистов, напечатавшихся в Вашем журнале в последние годы.
— За последние годы у нас вышло очень много замечательных прозаиков, поэтов и публицистов. Не решаюсь сказать, кто из них лучший. Назову ряд имен. Прозаики: Иван Уханов, Юрий Пахомов, Эдуард Алексеев, Нина Бойко, Михаил Еськов. Поэты: Василий Казанцев, Людмила Щипахина, Юрий Воротнин, Анатолий Аврутин, Светлана Супрунова, Эмма Меньшикова, Вера Кузьмина. Публицисты: Валентин Катасонов, Михаил Лемешев, Всеволод Троицкий, Людмила Фионова, Ольга Четверикова.
— По каким признакам отдается предпочтение авторам, публикуемым у Вас?
— По тем признакам, которые изложены мной при ответе на вопрос о творческом кредо.
— В каких регионах России читатели знают Ваш журнал?
— «Молодая гвардия» в мае 2017 года будет отмечать свое 95-летие. За эти годы журнал приобрел большую известность, и, надеюсь, заслуженное признание. Поэтому вряд ли в нашей стране есть регионы, в которых не слышали об этом журнале. Вот только читают люди литературные журналы всё меньше и уж тем более всё меньше подписываются на них. А ведь мы существуем исключительно на средства, полученные от подписки.
— Источники финансирования (степень экономической самостоятельности)?
— То ли к счастью, то ли к сожалению, как и многие другие литературные журналы, мы давно уже «экономически самостоятельны». Это означает, что зависим мы только от заинтересованного читателя, который не разучился думать и понимать, который живет духовной жизнью и который желает знать правду.
— Каково отношение к журналу (к авторам и литературе вообще) властей? Оказывается ли какая-то поддержка?
— Отношение властей к журналу — никакое, безразличное. Но бывали и наезды за некоторые публикации по доносам лиц либеральной национальности. Правда, всякий раз ничего противозаконного не находили. Но нервы трепали. Должен честно сказать: в Кремле наших авторов не награждают. Это и есть «отношение властей».
Иногда участвуем в социально значимых проектах Федерального агентства по печати, когда эти проекты отвечают направлению журнала. В этих случаях получаем небольшое субсидирование, которого хватает на выпуск двух номеров. (В год выпускаем восемь номеров.) Потом, правда, кропотливо отчитываемся за каждый полученный рубль.
— Только ли финансовые проблемы мешают «журнальной литературе»? Каковы проблемы подписки и распространения? Ощущается ли падение интереса к чтению? Или наоборот – есть ощущение возрождения интереса к чтению?
— В последние 20 лет произошло резкое падение интереса людей к чтению. За это время тиражи абсолютно всех литературных журналов, как либеральных, так и национально-патриотических, значительно упали. Очень многие журналы находятся на грани, еле-еле сводят концы с концами. Тут сказалось всё — и общая культурная деградация населения, и изменение жизненных ценностей, и засилье Интернета, и бешеная инфляция, и удорожание типографских услуг, аренды помещений, коммунальных платежей и т.д. Всё это влияет на цену и подписку журнала. Естественно, не в лучшую сторону. Библиотекам сокращают финансирование, и многие из них вынуждены отказываться от подписки на журналы. А власти разводят руками: мол, крутитесь, как хотите, это ваши проблемы.
— Есть ли у журнала интернет-версия? Каково процентное соотношение читателей? Какую версию (бумажную или электронную) читает большее количество читателей?
— Да, есть. В Интернете журнал читает (или просматривает) в основном молодежь или среднее поколение. Более старшее — читает бумажный вариант, они же и являются основными подписчиками.
— Что, на Ваш взгляд, может вернуть (и может ли) всенародный интерес к журналам? Что в этом плане могла бы сделать центральная власть? Каким Вам видится будущее «бумажных» журналов?
— С сожалением приходится констатировать, что власти не озабочены состоянием и жизнью литературных журналов, бросив их на произвол судьбы, во власть т.н. «рынка». И все наши разговоры о том, что культуру, творческий труд государство обязано поддерживать, пестовать, дотировать, поощрять, уходят в пустоту. Только государственная пропаганда журнальной деятельности могла бы возродить всенародный интерес к журналам и произведениям, публикуемым в них. Как это было в СССР. Однако при нынешнем безразличном отношении власти к этой проблеме будущее у «бумажных» журналов, к сожалению, незавидное. Что же касается нас, то мы держимся исключительно за счёт необыкновенно интересного содержания КАЖДОГО номера «Молодой гвардии».
Приглашаем российского читателя на наши страницы. Говорю без лукавства: кто в наше время открыл для себя этот журнал, тот с ним уже не расстаётся.
Индекс «Молодой гвардии» в каталоге Роспечати: для индивидуальных подписчиков — 70544, для предприятий и организаций — 72474.
Опубликовано в газете "Саровская пустынь" №12, декабрь 2015 г.