ВСТРЕЧА С НИКОЛАЕМ ГУБЕНКО 

…И вот наступил 2012 год. Год 90-летия нашего журнала. Я понимал, что этот юбилей не должен пройти незамеченным. Планировался выпуск юбилейного номера, но главное — нужно было подготовить, организовать и провести большой литературно-музыкальный вечер. Передо мной встал вопрос: где его проводить? Нужен был хороший, вместительный зал, но в то же время с относительно невысокой арендной платой, т.к. финансов на это у журнала вообще не было. Большой зал ЦДЛа отпал сразу, т.к. его администрация назвала мне неподъемную для нас плату — 100 тысяч рублей. А малый зал «Дома литераторов» был всё же маловат да и как-то несолиден, неинтересен для такого юбилея.

За год до этого события я побывал на юбилейном вечере газеты «Русский Вестник», который проходил в Театре «Содружество актеров Таганки». Зал на 800 мест, огромная сцена, рядом с метро «Таганская» в центре Москвы… И уже тогда запала мне в голову идея: вот бы здесь провести и наш юбилейный праздник… Но как договориться и сколько это будет стоить?

Как я уже много раз убеждался в своей жизни, самое важное и самое надежное в любом деле — это чёткая и зажигательная идея. Если она есть и если она запала не только в голову, но и в душу, то сама приведет тебя к нужному результату. Уже в начале 2012 года я задался целью встретиться с художественным руководителем театра Николаем Губенко. Проблема заключалась в том, что до этого момента мы с ним не были лично знакомы. Но у нас оказались общие друзья. И я обратился к одному из них, так же, как и Николай Губенко, ушедшему из жизни в этом году, — Валерию Пронникову, издателю, бывшему заместителю Генерального директора завода «Норильский никель». Они дружили семьями. Он пообещал помочь.

В плане на март месяц 2012 года в губенковском театре стояла премьера музыкального спектакля «Владимир Высоцкий». Билеты на это представление, в котором участвовал сам Н.Губенко, в кассе театра уже не продавались. Валерий Пронников взял эту проблему на себя и успешно ее решил. К слову сказать, в зрительном зале наши места оказались рядом с Алексеем Пушковым и его супругой.

После спектакля вместе с Валерием Пронниковым мы прошли за кулисы. Нас провели к кабинету худрука, но его на месте не оказалось. Он был где-то с артистами. Мы пошли его искать по закулисным лабиринтным коридорам и неожиданно встретили его, еще загримированного, не успевшего переодеться в обычный костюм. Они обнялись с Пронниковым, и тот представил ему меня как, прежде всего, своего товарища, а потом уже в качестве писателя и главного редактора «Молодой гвардии». Естественно, у них состоялся предварительный разговор, Николай знал, что мы придем, и был в курсе моего пожелания. Но он сразу меня спросил: «Как вам спектакль, понравился?» Должен еще раз сказать, я не являюсь большим поклонником песенного творчества Владимира Высоцкого. Но это сценическое представление было сделано интересно, ярко, впечатляюще. Оно соединяло несколько образов Высоцкого в исполнении разных артистов — от хулигана и драчуна до трагического героя, поющего на разрыв вен. И я искренне сказал Николаю, что да, это очень сильная работа — и режиссерская, и исполнительская, что она захватывает человека полностью, со всеми его эмоциями. Лицо Николая озарилось довольной улыбкой. Затем мы перешли к нашему делу. «В принципе, это возможно, — сказал он. — Какое вам нужно число?» — «25 мая» — «Нормально. Мы будем на гастролях. Я говорил с администратором, она назвала минимальную цену — 80 тысяч, у нас ведь всё это пойдет через бухгалтерию, меньше не получается…» Я сказал, что согласен и подарил ему две свои заранее подписанные книги — стихов и прозы.

Выйдя из театра, мы зашли с Пронниковым в ближайшее кафе — отметить решенную проблему. Только выпили по рюмке — у Пронникова зазвонил мобильный телефон. Оказалось, звонит Губенко, спрашивает: где мы? «Да вот, сидим в кафе, выпили по первой». Николай попросил передать мне трубку. «Валера, — радостно кричал он мне в телефон, — я еще раз поговорил с администратором. Она согласилась для вашего журнала скостить аренду до 70 тысяч! Только вы там на радостях много не пейте!» «Много не будем, но за это выпьем обязательно! Спасибо огромное, Николай! — действительно с радостью ответил я.

Но материализованная идея продолжала работать и дальше. Тоже с помощью друзей мне удалось выйти на руководство одной очень известной организации, и в связи с 90-летним юбилеем старейшего в стране, легендарного журнала это руководство выделило редакции финансовую помощь в размере договоренной с губенковским театром арендной платы.

Наш юбилейный вечер в Театре «Содружество актеров Таганки» прошел блестяще. Помимо известных писателей, фольклорных ансамблей и эстрадных певцов на нем выступали замечательные артисты нескольких московских театров, в том числе — Большого и Малого. Я сам вёл этот вечер. Стоя на широкой сцене знаменитой новой «Таганки», я ощущал на себе добрый улыбчивый взгляд ее потрясающего хозяина.  

В этом году великого человека, великого русского актёра и режиссера не стало. Уходят незаменимые гиганты духа, человечности и божественного таланта. И это невосполнимо.

Но приближается другая дата. Через полтора года «Молодой гвардии» исполнится 100 лет.

А нынешние проблемы уже гораздо сложнее прежних. И вновь стоит передо мной тот же вопрос: где и как мы будем отмечать вековой юбилей литературного журнала, с судьбой которого связаны творческие судьбы множества прекрасных русских писателей — от Сергея Есенина и Михаила Шолохова до ныне живущих?